Подшипники качения
Подшипник – основной конструктивный элемент в приборостроении и машиностроении, который устанавливается во все узлы машин, где предполагается движение деталей и элементов по отношению друг к другу. Основным предназначением подшипника, соответственно, является борьба с силой трения.
Подшипники, как правило, состоят из следующих частей: кольца (внутреннее и наружное – иногда может отсутствовать), тела качения – шарики или ролики и сепаратор – деталь, удерживающая тела качения. Поверхность тел качения за счет движения по дорожке качения уменьшает силу трения, воздействующую на конструктивные элементы узла машины или станка. Это и позволяет составным частям машин и механизмов на довольно высоких оборотах двигаться относительно друг друга.
Именно из-за того, что сила трения снижается за счет катящихся тел, подшипники и носят такое название.
В соответствии с установленными телами качения, подшипники подразделяются на: шариковые, роликовые, цилиндрические, конические роликовые, сферические и игольчатые.
Самый распространенный тип – шариковые подшипники. Основное их предназначение – несение постоянных нагрузок в радиальном и осевом направлениях.
Роликовые подшипники применяются в механизмах с очень высокой нагрузкой на тела качения в радиальном направлении, с которой шарики, в связи со своей формой, не справляются (это связано с очень небольшой площадью контакта с поверхностью).
Все другие типы подшипников качения можно также отнести к роликовым подшипникам – конические подшипники широко применяются в автомобилестроении и сельскохозяйственных механизмах. Основным их отличием является разный диаметр наружного и внутреннего колец, в связи с чем подшипник имеет характерную коническую форму.
Сферические подшипники – за счет двух рядов роликов, расположенных под углом друг к другу имеют характерную форму и способны выдерживать несоосность в экстремальных условиях эксплуатации в тяжелом промышленном оборудовании.
Цилиндрические подшипники за счет роликов в качестве тел качения могут нести повышенную нагрузку и применяются там, где важнее не количество оборотов подшипника, а та нагрузка, которую он может выдерживать.
Игольчатые подшипники имеют вытянутую цилиндрическую форму тел качения с малым их диаметром и применяются в основном в небольших механизмах. За счет своего строения при высоких оборотах такие подшипники работают как подшипники скольжения – еще один основной тип подшипников наряду с подшипниками качения. Борьба с силой трения осуществляется в таких подшипниках за счет смазки, снижающей трение между плоскостями тел скольжения (материал сталь/сталь, сталь/металлофторопласт, сталь/орговолокнит). Подшипники скольжения способны выносить огромную нагрузку и применяются в соответствующих узлах (например, мост грузового автомобиля БелАЗ).
https://prokazan.ru/page4390/