Индустриализация СССР

Ситуация, не имевшая аналогов в истории: огромная по территории и населению страна, преимущественно аграрная, в которой в конце 20-х гг. прошлого века весьма ограниченное количество продуктов питания выдавалось только по карточкам. Страна, в которой по известным причинам почти не осталось научных и инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих. И эта страна уже к началу Второй мировой войны стала то ли второй, то ли третьей после США по промышленному производству и победила в этой войне. Как это могло случиться?

Конечно, в эти же 20-е гг. что-то начинало меняться в части восстановления и развития промышленности. Эти работы были нацелены в первую очередь на перевооружение Красной армии, и здесь главную роль играло военно-техническое сотрудничество с Германией («Партнёр» неоднократно об этом писал). Так, в период 1923-1933 гг. было заключено 170 договоров с иностранными фирмами о технической помощи: 73 договора с германскими компаниями, 59 договоров с американскими компаниями, 11 – с французскими, 9 – со шведскими, 18 – с фирмами из других стран. Но по объему сотрудничества в денежном выражении основной вклад в индустриализацию страны внесли всё-таки американцы.

 

Цель индустриализации страны в начавшейся Первой пятилетке была сформулирована Сталиным весной 1929 года, однако для ее осуществления ресурсов в Советском Союзе было явно недостаточно. Золотой запас СССР находился практически на нуле. Реквизиция ценностей из музеев, дворцов, храмов и монастырей, конфискация золота у населения (так называемых эксплуататоров), а также имеющаяся валютная выручка, как результат крайне малого экспорта, позволяли поддерживать лишь критически важный импорт. Да и кому было в разрушенной и обезлюдевшей стране заниматься грандиозной технической работой, требуемой для осуществления индустриализации такого уровня и объема? Не было специалистов, соответствующих современному уровню развития технической мысли, инженеров, квалифицированных рабочих.

 

Попытки самостоятельного проектирования, а также быстрого и качественного строительства крупных и технически сложных объектов оказались безуспешными. Неудача постигла первый советский проект Магнитогорского металлургического комбината, строительство моторного завода в Уфе, Челябинского тракторного завода, Свирской ГЭС и многих других предприятий. И хотя к этому времени определенную пользу уже начали приносить советские практиканты, стажировавшиеся за рубежом при содействии советских посольств, технических и торговых представительств, таких как, например, «Амторг», но значительных успехов достигнуто не было.

 

Выход был один: привлечь иностранных специалистов, закупать современное оборудование за границей, а так как средств на это не было, то всё это осуществлять в кредит… В существенной степени программу индустриализации СССР кредитовали США. И когда «Амторг» опубликовал в американской прессе информацию о том, что СССР нуждается в шести тысячах американских специалистов, им было получено более 100 тысяч(!) заявлений от желающих выехать на работу в СССР. Одни из них руководствовались политическими мотивами (мол, «будущее за Советским Союзом»), другие, а их было большинство, – экономическими причинами, поскольку в США начиналась Великая депрессия.

 

Пик эмиграции из США в СССР пришелся на 1931 год, многие из американских специалистов ехали на свой страх и риск и не все из них обладали необходимыми для работы в СССР знаниями.

 

Американцы объединялись в свои колонии не только в Москве, но и в Горьком, Карелии, Нижнем Тагиле, Магнитогорске, в Украине и даже создавали там бейсбольные команды, обучая этой игре своих советских коллег.

 

Привлечение в СССР иностранных специалистов для строительства современных промышленных предприятий имело конечной целью скорейшее создание так называемых «модельных» отечественных предприятий, которые должны были стать родоначальниками новых отраслей, центрами подготовки кадров, стимулировать развитие смежных производств.

 

В феврале 1930 г. между «Амторгом», через который оформлялись сделки и контракты с американскими фирмами и специалистами, и фирмой американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn, Inc.) был подписан основополагающий договор. Согласно этому договору, фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в ценах нашего времени). Альберт Кан успешно выполнил этот грандиозный заказ, его фирма обеспечила строительство более пятисот промышленных объектов в СССР.

 

В Москве был открыт филиал фирмы под названием «Госпроектстрой». Его руководителем стал Мориц Кан, брат главы компании. В филиале работали 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро в мире. За три года существования «Госпроектстроя» через него прошло более 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучавших американский опыт проектирования. В Москве работало также Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ), филиал немецкой компании Demag. Из «Госпроектстроя» выросло множество советских отраслевых проектно-конструкторских и исследовательских институтов.

 

Фирма Альберта Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. Так, технологический проект автозавода в Нижнем Новгороде выполнила компания Ford, строительный – американская компания Austin. Строительство 1-го государственного подшипникового завода в Москве, который проектировала компания Кана, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы RIV. Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 г., был изначально сооружен в США, а затем размонтирован и перевезен в СССР на 100 судах, и наконец, окончательно собран в Сталинграде под наблюдением американских инженеров. Завод был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм. «Днепрогэс» был построен американской фирмой Cooper Engineering Company (с участием германской компании Siemens) под руководством американского гидростроителя Хью Купера. Гидротурбины для ГЭС были закуплены у компаний General Electric и Newport News Shipbuilding.
https://versia.ru/osnovy-sovetskoj-industrializacii-zalozhili-zaokeanskie-gastarbajtery

Новости